Чтобы работы оплатили, нужна исключительная ситуация и правильное ведение дела
По закону строительные работы вне рамок госконтракта должны оплачивать только при соблюдении всех следующих условий:
-
заказчик и подрядчик не могли предусмотреть эти работы до заключения контракта;
-
если подрядчик не выполнит их, пострадает результат основных работ;
-
подрядчик не может выполнить допработы без увеличения стоимости.
О том, как вести дело, чтобы получить оплату за допработы, мы расскажем дальше.
- Ситуация: с госструктурами согласовали допработы и их цену, но оплатили они только основные работы
- Суд первой инстанции посчитал, что подрядчик может требовать деньги за согласованные и принятые допработы
- Кассационный суд отменил решение, так как выполнение работ не дает права требовать их оплаты
- ВС РФ отменил решение кассационного суда и разъяснил почему
- Советы бизнесу
Управление капитального строительства (УКС) Пушкинского муниципального района наняло компанию «Новый Век», чтобы сделать пристройку к школе № 8. Цена контракта: 255 478 584,2 рубля — твердая, изменению не подлежит. «Новый Век» получил документацию, по которой со школой все было в порядке, и приступил к работе.
Пока шли работы, компания поняла, что несущие конструкции подгнили и проектной документации не соответствуют. Если конструкции не переделать, пристройка долго не простоит. «Новый Век» послал Управлению капитального строительства письмо с описанием ситуации, и стороны совместно осмотрели объект. После осмотра составили дефектный акт и в нем зафиксировали, что нужно провести допработы.
Стороны совместно вызвали экспертов из Мособлгосэкспертизы. Те провели экспертизу и составили заключение, в котором указали объемы и стоимость допработ. На основании заключения «Новый Век» скорректировал смету и согласовал ее с УКС.
Общая цена контракта после оценки допработ: 255 478 584,2 рубля за основные работы плюс 57 639 190,57 рубля за дополнительные.
С заказчиком согласовали и допработы, и их цену, а «Новый Век» все сделал. УКС принял все работы, но оплатил только основные. Допработы УКС не оплатил, сославшись на твердую цену контракта и требования закона 44-ФЗ о госзакупках.
После этого «Новый Век» подал в суд на УКС с требованием оплатить принятые работы. В числе соответчиков компания указала Министерство строительного комплекса Московской области и Администрацию Пушкинского района Московской области. Эти инстанции несут ответственность за УКС: если у последнего не будет денег на выплату долга, его выплатят соответчики.
Арбитражный суд нашел целый комплекс причин, по которым ответчики обязаны оплатить допработы.
Если с заказчиком согласовали допработы, исполнитель может требовать оплаты. Статья 709 ГК о цене работы указывает, что можно согласовать новый объем работы и новую плату. Да, подрядчик не может просто сделать работу и потребовать деньги. Но «Новый Век» всё согласовал с заказчиком: на сметах и актах стоят подписи руководителей УКС.
Договоры можно пересмотреть, даже если это госконтракт. Положения Гражданского кодекса важнее положений отдельных ФЗ. А статьи 744 и 450 дают право пересматривать смету, если на стоимость работ повлиял не подрядчик и не его действия. На качество предыдущих конструкций подрядчик не влиял.
Подрядчик был обязан переделать несущие конструкции и может требовать за это оплату. Невыполнение этих работ привело бы к тому, что пристройка была бы некачественной, — а это прямое нарушение статьи 721 ГК. Необходимость доработок подтвердил независимый эксперт.
Правовая позиция из обзора практики ВС РФ № 3 за 2017 год дает право пересмотреть госконтракт. При этом требуется соблюсти условия, описанные в самом начале статьи. В этом случае они были соблюдены:
- Подрядчик не мог предусмотреть наличие этих работ. У него не было документации, по которой можно было бы определить проблемы в несущих конструкциях.
- Если подрядчик не выполнит эти работы, пострадает основная работа. В разбираемом случае эта работа пострадала бы: к такому заключению пришел независимый эксперт.
- Подрядчик не мог провести работы так, чтобы сохранить нынешнюю цену. Допработы нельзя было провести в счет уже согласованной сметы: для них требовался отдельный бюджет, ориентировку по которому дал независимый эксперт.
Исходя из всего этого, Арбитражный суд Москвы вынес решение — полное удовлетворение иска.
Подать жалобу в апелляционный суд ответчики не успели, поэтому пошли сразу в кассационный. В суде стороны изложили свои позиции. Суд принял сторону ответчиков, представив следующие аргументы.
Выполнение работ без госконтракта не дает права требовать оплаты. В госконтракте указано, что цена твердая. То, что подрядчик делал допработы без нового госконтракта, — его проблемы.
В большинстве дел по госконтрактам ВС РФ отказывает в оплате допработ. Этот аргумент интересен тем, что он здесь неприменим.
Технически суд прав, но он кое-что не учел. Ключевой аргумент арбитражного суда — обзор практики ВС РФ. В нем указано три критерия. Если их соблюдают, допработы необходимо оплатить. Суд кассационной инстанции проигнорировал этот аргумент и не учел фактические обстоятельства дела.
Следуя лишь букве закона 44-ФЗ, суд указал:
— цена твердая, значит, изменению не подлежит;
— госконтракт на проведение допработ не заключался, значит, нет оснований требовать оплаты.
ВС РФ далее с данным подходом не согласился — и справедливо отменил постановления суда кассационной инстанции, поддержав решение суда первой инстанции.
В ходе рассмотрения Верховный суд разъяснил, почему доводы кассационного суда неприменимы, а его постановление следует отменить.
и мы свяжемся с вами.
В большинстве дел по госконтрактам суды справедливо отказывают в оплате допработ. Но это решение выносят лишь потому, что допработы нельзя считать обязательно оплачиваемыми. Иной подход вредит общественным интересам. У подрядчика не должно быть возможности взять госконтракт и потом добавлять в него допработы с увеличением стоимости.
Однако законодатель предусмотрел оплату допработ в исключительных случаях. И подрядчик, и заказчик могут столкнуться с допработами, которые нельзя не выполнить. В таких случаях было бы правильно провести эти работы и оплатить.
Для таких случаев существуют нормы ГК и обзор практики ВС РФ, указанные выше. Суд первой инстанции уже объяснил, что они здесь применимы, — и Верховный суд полностью его поддержал, расставив следующие акценты:
- Законодатель предусмотрел возможность согласовать дополнительные объемы работ в исключительных случаях.
- Если с заказчиком согласовали допработы, после выполнения он не может от них отказаться. Отказ противоречит требованию добросовестного исполнения договора.
- Строительная сфера специфична: в ней необходимость допработ могут выявить во время исполнения основных работ. Из-за этой специфики статью 743 ГК должны применять так же, как положения закона о контрактной системе.
- Фактические обстоятельства дела подходят под критерии исключительного случая.
- Суд кассационной инстанции не учел, что большинство приведенных им случаев не соответствует этим критериям
- Без выполнения допработ подрядчик не мог закончить основные работы. Стороны не могли предусмотреть эти работы. Подрядчик не мог перестроить процессы так, чтобы сохранить предыдущую цену.
- Подрядчик не нарушил положения закона 44-ФЗ.
Заказчик не может отказаться от согласованных работ. Это полностью противоречит требованию закона добросовестно исполнять обязательства. При этом следует учитывать, что с администрацией согласовали эту сумму и она перевела ее на баланс муниципалитета. Как следствие, Верховный суд пришел к выводу, что все критерии для оплаты допработ соблюдены.
1. Посмотрите, как истец ведет дело.
Перед нами редкий случай стратегически правильного поведения подрядчика.
«Новый Век» сделал все образцово и предусмотрительно, что важно для отношений с госорганами. Бюрократия отработана: письменно обсуждали проблемы, провели экспертизу, согласовали нужные документы и, как итог, хорошо выстроили требования.
Учли даже то, что в УСК может не быть денег для оплаты долга, и попросили привлечь другие контролирующие их госинстанции по правилам субсидиарной ответственности, если бюджетов УСК не хватит.
2. До старта дополнительных работ проверьте, соответствуют ли они критериям исключительных случаев.
Напоминаем их:
- заказчик и подрядчик не могли предусмотреть эти работы до заключения контракта;
- если подрядчик не выполнит их, пострадает результат основных работ;
- подрядчик не может выполнить допработы без увеличения стоимости.
Работы должны соответствовать всем критериям. Если работы не соответствуют хотя бы одному — или если у вас нет документов с подтверждением, — их не оплатят.
3. Если нужно провести допработы, уведомите заказчика официально. Это уведомление станет одним из доказательств того, что вы оповестили заказчика о проблеме, как того требует закон.
4. Проведите осмотр с участием комиссии. Если дело дойдет до согласования допработ, заказчик сам ее вызовет. Вы или ваш представитель обязаны там присутствовать.
5. Обязательно составьте акт о выявленных недостатках по итогам комиссии. Этот акт поможет вам доказать, что допработы были необходимы.
6. Проведите экспертизу, чтобы зафиксировать объемы и стоимость допработ. Экспертное заключение поможет вам обосновать новую смету.
7. Составьте новую смету и согласуйте ее с заказчиком. Не начинайте допработы, пока ее не подпишут. Заказчик может отказаться от допсоглашения и новых смет в любой момент до подписания документов.
8. Оформите акты приема выполненных работ в порядке, установленном законом о госконтрактах. Без этих актов работы не считаются выполненными.
9. Сохраните чек-лист с предыдущими советами. Он станет вашей памяткой, чтобы вы знали, как действовать, если по госконтракту придется провести доработки: